Телефон доверия редакции газеты: (8782) 26-36-01
Мы в соцсетях


RSS Лента
Курс Валют Информер
Российский рубль Российский рубль валюта России
(BYR)//-//
(UAH)//-//
(CHF)//-//
(GBP)//-//
(EUR)//-//
(CNY)//-//
(USD)//-//
(BRL)//-//
(INR)//-//
(JPY)//-//


Быть собой!

Новости - Общество
Татьяна ИВАНОВА                                                                                                                           2018-12-29
Встречая новый, 2018, год, Юлия Капалкина, учитель математики СОШ № 1 ст. Зеленчукской, и представить не могла, каким он окажется для нее интересным и богатым на события.
Участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года», где она не только стала победителем районного и республиканского этапов, но и вошла в число 15 лауреатов на федеральном уровне! Это раз. Участие в I конкурсе учителей математики Юга России, проходившем в Майкопе, где она была удостоена диплома 3 степени. Это два. Поездка в Брянск на педагогический фестиваль «Парад звезд», где в числе лучших учителей страны Юлия Александровна дала открытые уроки и мастер-классы в четырех школах Брянска и Брянской области. Это три. Участие в педагогическом фестивале «Талант-2018» в г. Невинномысске, где она стала лауреатом в номинации «Учитель-мастер». Это четыре. Пять - это поездка на Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОрия» в Ярославле - увлекательное приключение длиной в целую неделю, которое заставило по-новому взглянуть на проблему: чему и как надо учить сегодняшних детей, чтобы завтра они смогли правильно профессионально самоопределиться и стать успешными в жизни. Приключение, которое запомнилось интересными дискуссиями, увлекательной проектной деятельностью, а еще встречей с Президентом РФ Владимиром Путиным.
Собственно, с Владимиром Владимировичем Юлию Александровну жизнь в этом году сводила дважды. И в первый раз - на конкурсе «Учитель года».
- Было очень приятно, что, несмотря на свою огромную занятость, Президент страны посчитал нужным найти время в своем плотном графике и встретиться с учителями, - рассказывает Юлия Капалкина. - Все, что он говорил нам при встрече, говорил не по заранее подготовленной «бумажке», а от души. Была видна его искренняя заинтересованность в решении проблем образования...
- Юлия Александровна, как известно, Президент страны встречался с лауреатами конкурса «Учитель года». А насколько трудно было добиться этого звания, ведь в спор за лидерство вступили 85 лучших учителей страны?
- Как ни странно, мне труднее всего далась победа на республиканском этапе. Дело в том, что в районном этапе я уже участвовала несколько лет назад, будучи учителем математики школы в Сторожевой-2. Тогда я заняла второе место, уступив лидерство своему коллеге из школы, где работаю теперь. Прошлый опыт мне, конечно, очень помог в этот раз. Перед федеральным этапом в августе для нас в Санкт-Петербурге проводились установочные семинары, на которых нас, конкурсантов, очень многому научили. К тому же мы все познакомились, многие из нас даже сдружились. Мы могли зайти на сайт друг друга и получше узнать сильные стороны соперников. Для проведения открытых уроков нам заранее дали контакты педагогов академической гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга, с классами которых нам предстояло работать. И мы могли заранее узнать не только то, какую тему сейчас проходят ученики, но и предпочтения детей, что им может понравиться, а что нет. К тому же, готовясь к федеральному этапу, мы пересмотрели огромный объем видеоматериала с предыдущих конкурсов. Все это помогло добиться успеха. А вот на республиканском этапе ты совершенно не знаешь, с кем вступаешь в спор за лидерство, чем эти педагоги могут удивить. Ты не знаешь, что все-таки особенно важно для жюри, какие критерии для них все-таки определяющие...
- Если честно, отправляясь на федеральный этап, мечтали о победе?
- Знаете, перед поездкой в Санкт-Петербург я поставила себе задачу: главное - быть яркой, запоминающейся. Ведь я уже представляла не просто себя, я представляла наш регион.
А победа... Конкурс есть конкурс. И здесь очень много слагающих успеха. И объективных, и субъективных. Поэтому к этому вопросу нужно подходить философски. По-моему, все, кто участвовал в финале конкурса, уже победители! Главное, я точно знаю: «Учитель года» мне очень много дал в профессиональном плане. После испытаний в Санкт-Петербурге для меня не проблема ни открытый урок провести в незнакомом классе, ни классный час, ни мастер-класс...
- Ну да, взять ту же поездку в Брянск...
- Фестиваль «Парад звезд» был организован на Брянщине по инициативе директора Брянского лицея №1 им. Пушкина Юрия Клюева, который стал в этом году одним из призеров Всероссийского конкурса «Учитель года». С Юрием Александровичем (он - учитель химии) мы дружим с 2014 года - тогда мы оба участвовали в конкурсе молодых учителей фонда «Династия» в Клязьме. К слову, о династии. У меня и мама учитель математики, и обе ее сестры, и мой дед по маме был учителем - только в начальных классах, и у папы мама работала учителем начальных классов. Так что в такой семье я просто не могла стать кем-то еще... Так вот, встретиться с Юрием Александровичем в Санкт-Петербурге мне было очень приятно. Когда же он пригласил меня поучаствовать вместе с призерами «Учителя года» в «Параде звезд», было приятно вдвойне.
Это значит, коллеги по достоинству оценили твое мастерство и уверены, что тебе есть что показать другим педагогам.
- Чем вы удивили брянских педагогов?
- Больше всего меня просили рассказать и показать, как я веду опрос учеников с помощью мобильного приложения. Это, кстати, не моя придумка, но я уже успешно ею пользуюсь, поскольку практически у каждого ребенка сегодня есть смартфон. Почему не использовать на уроке с пользой то, что зачастую ученика отвлекает от занятий? И детям это нравится, и учитель за короткое время проверяет, усвоен ли материал, у всего класса.
- Юлия Александровна, материал усваивается, как правило, тогда, когда ребенку интересен предмет. Как привить детям интерес к математике?
- Надо чтобы ребенок понимал, что математика - часть нашего мышления. Вот изучали мы вчера с классом тему «Парабола». А что такое парабола? Как летит мяч, когда вы бросаете на уроке физкультуры баскетбольный мяч в корзину? Математика нужна всюду. Не только для того, чтобы в магазине хлеб купить. Вы в дом свой не войдете, если ваш мозг не просчитает правильно траекторию вашего движения...
Мне очень важно, чтобы с каждого урока ребенок уходил в позитивном настроении. Потому что негативом можно отпугнуть ученика, вызвать нелюбовь к предмету. Поверьте, даже тройку можно поставить так, что ученик будет доволен. Главное, чтобы это была справедливая оценка. И чтобы справедливо оценивалась работа каждого ученика, без исключений. Хорошую отметку поставить проще, чем научить. Но нам-то важно именно научить! Если же педагогу это не важно, то это уже равнодушие. А равнодушие - самое страшное в нашей профессии.
- Математика - сложный предмет, и зачастую родители жалуются: мой ребенок - гуманитарий...
- Освоить школьную программу по математике по силам любому здоровому ребенку. Просто надо учиться, заниматься. И не только математикой. Я всегда говорю родителям: дети, которые не читают, и в математике будут плохо разбираться, потому что не будут приучены усваивать большой объем информации. Дети действительно очень разные. У кого-то, к примеру, нет способностей к быстрому счету, но они могут прекрасно решать задачи, и т. д. К каждому нужно иметь свой подход.
Я преклоняюсь перед учителями начальных классов и считаю высшей степенью педагогического мастерства - научить ребенка писать, читать, считать... Именно они закладывают базу, без которой не будет образования. Вот почему учиться нужно с первого класса! А мы, учителя-предметники, уже поддерживаем и развиваем тот интерес, который был заложен именно в начальной школе.
Этот интерес зачастую утрачивается, как показывает практика, в седьмых классах. Это трудный переходный возраст. Именно в этот период многие дети «скатываются» на тройки и двойки, хотя раньше учились хорошо. Я сейчас веду занятия у одиннадцати-классников и семиклассников. Так вот с семиклассниками работать, поверьте, сложнее. И сейчас своей главной задачей я считаю не «потерять» тех, кто как раз был отличником или хорошистом...
- А встречаются действительно одаренные дети?
- Детей, про которых говорят: «Боженька в лоб поцеловал», во все времена не так много. Но способных детей немало. И хорошо, когда есть кому с ними работать.
Вот, к примеру, полтора года назад в нашу школу пришел учиться Шамиль Чанкаев. Очень способный парень. В прошлом году мы ездили с ним на Кавказскую математическую олимпиаду в Майкоп, где он выступил, на мой взгляд, довольно хорошо. Шамиля пригласили в летнюю школу при Адыгейском госуниверситете. И сегодня совершенно очевидно, что Шамиль, который учится в одиннадцатом классе, вышел на новый уровень...
К слову, после этой олимпиады мы очень сдружились с Адыгейским госуниверситетом, с Кавказским математическим центром, созданным на его базе. У этого центра серьезные планы продвигать серьезную математику в регионах, он активно сотрудничает с учеными МФТИ. Сейчас создается сеть опорных школ центра. И наша школа: и руководство, и педагоги - хочет попасть в эту сеть. Поэтому недавно вместе с коллегой мы ездили в Майкоп на курсы повышения для учителей потенциальных опорных школ.
- И участие в I конкурсе учителей математики Юга России - это, я так понимаю, тоже из-за дружбы...
- Я тогда только вернулась из Санкт-Петербурга. Очень устала. И тут приглашение в Майкоп. Честно говоря, не хотела ехать. Но соблазнили тем, что в мероприятии участвует знаменитый математик Александр Блинков. Ну, как я могла отказаться от Блинкова? - смеется Капалкина.
Разговариваем с Юлией Александровной в их небольшом домике, который семья купила в ст. Зеленчукской несколько лет назад, используя «материнский капитал». И трудно поверить, что это дом математика. На стенах - прекрасные картины, вышитые крестиком. И не одна, не две, а с добрый десяток.
- Это мое хобби, - говорит Юлия Александровна, - в 2010-м за две вышивки я даже получила Гран-при в онлайн-конкурсе, который проводила фирма «Золотое руно». В награду получила огромный набор, за который, наверное, возьмусь на пенсии. Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Заметив, что я разглядываю две гитары в углу комнатки, она объясняет: «А это мы с Женей (мужем. - От авт.) играем. Нет, я музыкальную школу по классу скрипки оканчивала, а на шестиструнке уже сама училась играть»...
А еще выпускница математического факультета Кабардино-Балкарского госуниверситета, за плечами которой 12 лет работы инженером-программистом на столичном оборонном предприятии и 6 лет педагогического стажа, очень любит читать, следит за всеми литературными новинками. К примеру, только что прочитала «Пище-блок» Алексея Иванова. «Спорная, конечно, книга, - замечает Юлия Александровна, - но интересная».
Особое место среди ее любимых занятий занимает цветоводство. С ранней весны и до поздней осени маленький уютный домик Капалкиных, который они облагораживают собственными руками, утопает в цветах. Здесь же рядом растет маленькая елочка, которую вырастили и подарили дедушка и бабушка мужа, живущие в Пятигорске. Ближе к Новому году вместе с сыновьями Даниилом и Егором Юлия Александровна обязательно украсит ее маленькими игрушками. Поставят Капалкины елку, конечно, и дома. С ней пока не спешат, поскольку свои порядки может навести кот Умка. На Новый год обязательно съездят к родным - благо они живут недалеко: в Пятигорске и рядом с Пятигорском, в Кабардино-Балкарии.
Как все умудряется успевать в своей жизни эта удивительная женщина - честно говоря, не знаю. А она признается: «Обязательно нужно придумать какое-нибудь «приключение» и в новом году». Что это? Привычка быть яркой? Нет, скорее, это просто в ее натуре - гореть, не выгорая, и оставаться самой собой.
Татьяна ИВАНОВА.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Find the Best Web Hosting which offers reliable service and top quality support
Новости партнеров
Комментарии
Календарь
Голосования
Как вы относитесь к введению новых пенсионных правил?