Телефон доверия редакции газеты: (8782) 26-36-01
Мы в соцсетях


RSS Лента


Преподавать 50 лет музыку совсем не скучно

Новости - Люди и судьбы
2018-10-04
Вот уже пятьдесят (!) лет работает преподавателем музыки Галина Зиновьевна ЕЛИСЕЕВА (на снимке). Заслуженный учитель КЧР, она научила игре на флейте и фортепиано сотни мальчишек и девчонок, причем более 150 из них впоследствии стали профессиональными музыкантами.
О своих учениках Галина Зиновьевна рассказывает с теплотой и гордостью: Алексей Рыбалкин достиг высот как исполнитель и композитор в Ростове-на-Дону, пианистка Наташа Петренко продолжила музыкальное образование в Петербурге и работает там по профессии, Аслан Чотчаев - флейтист в ансамбле «Эльбрус», Володя Пряткин играет в оркестре в Волгограде… Она помнит всех, старается ни с кем не терять связи, и это естественно, когда в каждом ученике учитель видит личность со своими интересами.
Так Галина Зиновьевна и работает. Все пятьдесят лет она находит к каждому ребенку свой подход, а их в классе бывает 8-12 человек и больше. «В деле педагога очень важны доброта, любовь, мягкость в отношениях, внимательность. Обязательно нужно общаться с ребенком, разговаривать не только о музыке, но и о том, что ему интересно. Например, какой фильм он посмотрел, что он в телефоне находит, в какую игру играет - то есть все зависит от ребенка, от его увлечений, без этого контакт не наладить», - считает педагог.
Галина Зиновьевна не признает жестких, строгих мер в образовании детей. По ее словам, это отбивает у ребенка желание учиться, ему становится неинтересно. Удивительно, но даже голос Елисеевой, тихий и спокойный, словно вторит ее мягким методам обучения. «Все нужно решать вместе с ребенком: нравится ему произведение, значит, он его выучит, но, если ему оно не нравится, зачем утруждать и заставлять его? Не надо!» - говорит она.
Далеко не все дети идут учиться в музыкальную школу по собственному желанию. Кого-то сюда приводят родители, чтобы просто дать им дополнительное образование, кто-то хочет в будущем в армии быть зачисленным в оркестр, а кому-то из ребят такие занятия даже необходимы для здоровья. «На блокфлейточку, в основном, идут детишки, которым нужно, по совету доктора, развивать свои легкие, увеличивать их объем, - рассказывает Галина Зиновьевна. - Блокфлейточка маленькая, легонькая, на ней любой ребенок сможет играть. Инструмент не сложен и в плане звукоизвлечения. И дети практически идут учиться на этот инструмент в лечебных целях. В начале это и полезно, и интересно. А потом уже ребенок, поиграв два-три года на этой маленькой флейточке, с родителями решает, стоит ли ему переходить на другой инструмент: на большую флейту, на саксофон, на трубу - на любой другой духовой инструмент».
Но по какой бы причине ни пришел на занятия ребенок, задача преподавателя - увлечь его в мир музыки. И как Галина Зиновьевна с этой задачей справляется? На начальном этапе, чтобы привить детям интерес, она рассказывает им о дыхании, об инструменте и уходе за ним, затем они вместе слушают звуки разной высоты, сочетание флейты с другими инструментами. Так, шаг за шагом педагог прививает ученикам любовь к инструменту, любовь к музыке.
«Помню, - рассказывает Галина Зиновьевна, - учились у меня два брата: Кирилл и Антон Андрейко. Поначалу упирались, не хотели заниматься игрой на флейте, а потом заинтересовались. И теперь они оба в Петербурге, каждый организовал свой ансамбль: один играет в жанре тяжелого рока, а второй - джазист. Выступают с концертами, участвуют в рок-фестивалях… А начиналось все вот с этой маленькой дудочки…»
Интересно, а с чего начинала сама Галина Зиновьевна?
«Я всегда хотела стать учителем. Мама была преподавателем и мечтала, чтобы ее дочки учились в музыкальной школе, играли на фортепиано (на сегодняшний день все три сестры работают в музыкальной сфере - от авт.). Мне с детства нравилось смотреть по телевидению выступления симфонических и духовых оркестров, тогда я и полюбила флейту, загорелась желанием на ней играть. Когда я окончила в Черкесском музыкальном училище фортепианное и оркестровое отделения, мне предложили остаться там в качестве преподавателя. С шестнадцати лет я работала концертмейстером, а через два года в итоге стала педагогом», - вспоминает она.
Преподаватель признается, что ей больше нравится работать с маленькими детьми: «С ними больше фантазии, больше возможностей что-то раскрыть, найти». Поэтому в 1989 году она перешла в Детскую музыкальную школу №1 г. Черкесска (ныне ДШИ г. Черкесска), где работает по сей день и обучает игре на блокфлейте и большой металлической поперечной флейте, а также игре на фортепиано.
Галина Зиновьевна вместе со своими учениками постоянно участвует в различных культурных мероприятиях, проходящих в Карачаево-Черкесии. А еще ее дети участвуют в разных конкурсах не только в республике, но и за ее пределами: в Пятигорске, Ессентуках, Железноводске, Кисловодске, Ставрополе и т. д. «В Сочи на международном конкурсе «На высокой волне» в 2016 году мой ученик Алексей Рыбалкин занял первое место, - рассказывает она. - Это была наша вершина. Дети из небольшого города Черкесска показали, как отметило жюри, очень высокий уровень».
Однако победы на конкурсах - не самое главное в музыке, хоть за ними и стоит огромный труд и ребенка, и педагога. По словам Галины Зиновьевны, главное - это физическое и духовное развитие, которое дает музыка: «Она организовывает человека, дисциплинирует его, развивает мышление. Ритмика, музыкальность, мелкая моторика в пальчиках - где все это может развиться? Только в музыке». Преподаватель также считает, что никогда не поздно начать обучаться игре на любом инструменте и даже вокалу. Главное - разбудить свой талант, начать заниматься.
В чем секрет Галины Зиновьевны? Почему за пятьдесят лет творческой и педагогической деятельности она не устала будить талант в детях, занимаясь с ними?
«Может быть, не всегда программа новая, но мы стараемся менять пьесы, не повторять одно и то же. А главное - с маленькими детьми никогда не устаешь и не скучаешь. Все дети настолько разные, что даже одно произведение они играют по-своему: у каждого свой звук, свое восприятие, свой темп, свое исполнение. Более того, дети всегда приходят с какими-то интересными вещами, с ними как-то молодеешь душой, заряжаешься от них энергией! А потом, наша школа сейчас настолько обновилась: и вход стал новый, и зал новый, и классы поменялись - стало намного комфортнее работать», - говорит Галина Зиновьевна.
Если говорить о современных веяниях, то сегодня очень популярны вокал и хореография. Однако молодежь проявляет интерес и к музыкальным инструментам. «Наши выпускники всегда могут найти себе дорогу в жизни: стать исполнителями в различных музыкальных коллективах, играть в оркестрах в нашем городе или за его пределами и даже прийти работать к нам на смену, воспитывать новые поколения детей в нашей школе, - рассказывает Галина Зиновьевна. - Занятия на музыкальном инструменте требуют огромного труда, но, несмотря на большую загруженность детей в общеобразовательной школе, у нас учеников меньше не становится. Они всегда держат в форме, с ними становишься такой живой, огненной!»
Живой, огненной Галина Зиновьевна была всегда. Неудивительно, что, будучи педагогом, она справлялась еще и с работой концертмейстера и музыкального исполнителя.
«Освоив флейту, я начала играть в симфоническом оркестре под руководством Аслана Алиевича Даурова Мы давали концерты в любом уголке Карачаево-Черкесии. Слушателей на них собиралось множество. Тогда у нас был большой симфонический оркестр, было много музыкантов, которые играли на духовых инструментах. Золотое время было», - рассказывает она.
С годами коллектив симфонического оркестра менялся, сокращался, и в итоге он стал камерным. Духовых инструментов стало значительно меньше, но Галина Зиновьевна не отчаивалась и в течение 18 лет продолжала играть в оркестре народных инструментов под руководством А. Згонникова и в духовом оркестре, которым руководил В. Городецкий.
А в настоящее время преподавательница продолжает концертную деятельность уже вместе со своими учениками. Она очень любит классическую и народную музыку, но у нее нет предубеждений относительно других жанров, поэтому найти общий язык с детьми совсем не сложно. И ребята с удовольствием занимаются в ее классе, играют на музыкальных инструментах вне стен школы и радуют окружающих. Стоит ли удивляться музыке в душе учеников, если она живет в сердце их учителя?
Ф. БИДЖИЕВА.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Find the Best Web Hosting which offers reliable service and top quality support
Новости партнеров
Комментарии
Календарь
Голосования
Как вы относитесь к введению новых пенсионных правил?