Телефон доверия редакции газеты: (8782) 26-36-01
Мы в соцсетях


RSS Лента
Курс Валют Информер
Российский рубль Российский рубль валюта России
(BYR)//-//
(UAH)//-//
(CHF)//-//
(GBP)//-//
(EUR)//-//
(CNY)//-//
(USD)//-//
(BRL)//-//
(INR)//-//
(JPY)//-//


«Шах, твоя дорога – театр!»

Новости - Люди и судьбы

В этом году известному деятелю культуры и искусства Карачаево-Черкесии Шахарби Магометовичу Алиеву исполнилось бы 75 лет. В расцвете творческих сил, полный надежд и планов в ожидании получения национальными труппами республики творческой и административной самостоятельности, Алиев неожиданно скончался в январе 1991 года, не успев выпустить спектакль по собственной пьесе-притче «Козлы и бараны», в которой он использовал принцип аллюзии: осмысливал человеческие пороки через мир животных.

Премьера спектакля прошла уже после смерти Алиева. Зрители внимательно всматривались в игру актеров, одетых в белые комбинезоны и изображавших доверчивых баранов, вслушивались в текст ушедшего в иной мир человека, пытаясь верно понять, что хотел сказать им любимый режиссер. А на дворе стоял март 1991 года: зарплаты и работы нет, молодежь на улице, а на улице - неизвестность. Уходя навсегда, режиссер предостерегал людей: не доверяйтесь провокаторам, объединяйтесь, не делитесь по признаку животной принадлежности, живите достойно и берегите друг друга.

Двадцать лет, как карачаевский театр получил самостоятельность, и будет правильным напомнить сегодня читателям о значительном вкладе в театральное искусство республики Шахарби Алиева, разносторонне одаренного человека, чей талант одинаково ярко проявился в литературе и театре.

Говорят, имя – определяет судьбу. Отец назвал его в честь известного драматурга, автора бессмертной пьесы «Огурлу» Шахарби Эбзеева. И точно: мальчик с детства был артистичным, постоянно импровизировал, играл в школьном драмкружке, его в шутку так и дразнили: «артист». В период проживания в Средней Азии Шахарби поступил в Чимкентский сельхозтехникум, затем отслужил в армии. Вернувшись на Кавказ, по настоянию матери поступил в Кисловодское медицинское училище, но вечерами пропадал в народном театре. Руководитель театра Александр Казаков, понаблюдав за талантливым парнем, настоятельно рекомендовал переменить профессию: «Шах, не морочь голову, твоя дорога – театр!». Тогда Алиев уезжает в Москву поступать в ГИТИС на режиссерский факультет. Из 200 человек после первого тура остается – 40, среди них Шахарби. Во втором туре надо было написать рецензию. Прошел он и это испытание. А на третьем – провал.

Ш. Алиев переезжает в Черкесск и поступает в годичную актерскую студию при облдрамтеатре под руководством Е. Скляровой, которая готовила дополнительные кадры для будущего национального театра.

Шахарби Алиев, Билял Мекеров, Люба Лайпанова и Асият Джаттоева после окончания учебы вошли в состав вернувшейся из Ленинграда актерской студии. В 1963 году Шахарби с блеском сыграл главную роль в спектакле «Огурлу» по пьесе Ш. Эбзеева, имевшей у зрителей ошеломляющий успех (режиссер Б. Тохчуков). Актеров национальной труппы занимали в незначительных ролях и в постановках русского театра. Алиеву изредка давали характерные роли, совмещающие правдоподобный и заостренный стили, что ему не очень нравилось, ведь он, как все молодые актеры мечтал о Гамлете, Ромео и т. п. Со временем он убедился, что только профессия режиссера даст ему возможность прожить жизни всех героев любимых пьес.

После развала национальной труппы в 1964 году Ш. Алиев поступает на первый курс филологического факультета Карачаево-Черкесского государственного педагогического института, но актер Борис Уртенов уговаривает его поехать с ним работать в г. Нальчик в балкарскую труппу, где Алиев играет сразу в нескольких спектаклях. Со стороны может показаться, что он всячески сопротивлялся своему дару, но природа упрямо вела его к профессии режиссера.

По окончании театрального сезона Алиев уезжает в Ленинград и поступает в ЛГИТМиК на режиссерский факультет. Получив образование, возвращается в Малокарачаевский район и два года работает в районном отделе культуры. К тому времени в театр возвращаются выпускники Грузинского театрального института, и Алиева в 1973 г. приглашают в театр на должность постановщика в карачаевскую труппу. В 1987 г. его назначают главным режиссером.

Как режиссер, Ш. Алиев оставил заметный след в истории карачаевского театра: он выделялся своеобразным почерком в работе. Особенностью его творческой натуры являлось трагикомическое осмысление жизненных ситуаций.

После просмотра спектаклей, поставленных по его собственным пьесам, создавалось впечатление, что все персонажи и события списаны с жизни: настолько они были узнаваемы не только по типажам, но и поведению речи, насыщенной пословицами и поговорками, непереводимыми идиомами, напоминающими беседы людей старшего поколения.

Зрители говорили, что на его спектаклях «смеешься-смеешься, а потом ловишь себя на мысли, что плакать хочется». Ему был свойственен саркастический взгляд на мир, и большинство его сценических и литературных работ отражали именно эту грань его таланта. Поразительное чувство времени придавало особую актуальность и динамичность всем его сценическим работам («Пестрые пятна», «Соседки», «В ночь на пятницу», «Правда, похожая на ложь», «То, что видели глаза, то, что слышали уши…», и др.).

Большой любовью зрителей пользовался его спектакль «Ходжа и Азраил», рекомендованный к постановке в театрах РСФСР. Пьеса с успехом прошла и на сцене узбекского театра юного зрителя в Ташкенте.

За спектакль «Трибунал» А. Макаёнка Шахарби Алиев был отмечен дипломом Министерства культуры РСФСР. Мне кажется, что успеху спектакля, помимо сбалансированной режиссуры, когда конфликт решался на сдержанности чувств обеих сторон, способствовал и перевод пьесы, выполненной им самим, в котором сохранилась чистота лирической составляющей, уважение к возрасту.

Он любил работать и над классическими комедиями, восхищавшими его своей образностью и актуальностью (инсценировка чеховских рассказов, «Хозяйка гостиницы» Гольдони, «Женитьба» Н. Гоголя, «Проделки Скапена» Мольера), удивляя всех неожиданными режиссерскими находками и намеками.

Алиев внес заметную долю в развитие национальной драматургии и театра. Сам писал пьесы, помогал начинающим драматургам в работе над текстом, занимался переводами. В русской труппе Ш. Алиев поставил пьесы «Ретро» А. Галина, «Божественная комедия» И. Штока и две сказки. В черкесской труппе поставил «Женитьбу» Гоголя, «Я женюсь на бабушке» Г. Мухтарова. Всего им в театре было поставлено около 40 спектаклей.

Пьесы эпического и трагического жанра его привлекали мало. Считал, что именно сатира и смех лечат нравы и избавляют общество от пороков, в этом он видел назначение театра.

Благодаря его организаторским способностям в течение всех лет его работы в театре наблюдалась динамичность и упорядоченность расписания репетиций и выездов. Как правило, труппа старалась показать 3-4 спектакля в месяц.

Любил работать для детей. Самостоятельно инсценировал много сказок. Обращал внимание на то, чтобы пластика актеров соответствовала музыкальной и изобразительной характеристикам образов, поскольку детское сознание ориентировано на визуальное и слуховое восприятие. Видел в сказках оптимальный способ воздействия на сознание молодежи, воспитания в традициях народной культуры.

Под руководством Алиева успешно функционировал в течение нескольких лет, знакомя будущих педагогов начальных классов с азами работы над театральными постановками, драмкружок «Театр и дети» в педагогическом училище. Кроме того, он шефствовал над коллективом народного театра аула Кызыл-Покун и студенческого драматического кружка под руководством А-М. Батчаева в педагогическом институте в г. Карачаевске. Писал стихи, юмористические и сатирические рассказы. Активно проявил себя как публицист, болеющий за судьбу театра. Является автором книг «Ходжа и Азраил», «Странные люди», «И смех, и слезы», в которые вошли несколько пьес.

Жители Карачаево-Черкесии помнят Алиева как талантливого актера и режиссера, но в памяти коллег он остался еще и как отважный сторонник идеи собственного театра для каждого народа. Эта идея жила в нем все годы после насильственного развала национальной труппы в 1964 году. Она жила в сердце каждого выпускника ЛГИТМиК, но время многих смирило с обстоятельствами. Наступившая «перестройка» способствовала осуществлению их мечты. Алиев выступил инициатором разделения областного театра на две равные труппы: русскую и национальную. В 1985 году на общем собрании коллектива областного драмтеатра с участием секретарей обкома горкома по идеологии, представителей Союза театральный деятелей из Москвы и Ставрополя, Министерства культуры, где бурно обсуждался вопрос разделения, Алиева необоснованно обвинили в национализме. На его защиту встали практически вся карачаевская труппа и многие сотрудники других трупп театра, ясно видевшие попытки отдельных личностей внести интриги в творческий процесс. С Алиевым не могли справиться ни чиновники-перестраховщики, ни разные комиссии с обсуждением его «неправильного поведения». В результате неустанной деятельности Ш. Алиева в театральной жизни области произошли знаковые изменения. Добившись в ноябре 1989 года создания двух театров: русского и национального, он вместе с режиссером И. Нагоем продолжил работу по приданию самостоятельности уже карачаевской и черкесской труппам. Разработанная ими документация в пользу целесообразности автономного функционирования каждой труппы была доведена до соответствующих государственных органов. Алиев и его единомышленники с нетерпением ждали решения проблемы…

Но ответ пришел уже после смерти режиссера… В ноябре 1992 года в Карачаево-Черкесии появились два новых разноязыких театра: карачаевский и черкесский. В 2000 году родился абазинский театр (идет подготовка документов на образование ногайского театра).

Дело, начатое Шахарби Алиевым, продолжается и сохранится в истории рождения и становления национальных театров республики.

З. БОТАШЕВА.

Театровед, зав. отделом искусств народов КЧР КЧИГИ.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Find the Best Web Hosting which offers reliable service and top quality support
Новости партнеров
Комментарии
  • ClezeripLoverelulk
    как похудеть в ногах не накачивая мышцы в домашних условиях волшебные бобы ...

    Подробнее...

     
  • Roboforeposin
    торговые советники на Форекс как открыть ПАММ счет на Форекс Форекс ...

    Подробнее...

     
  • Антон
    Уж сколько лет мы надеемся, что Безопасная школа перешагнет границы г.

    Подробнее...

     
  • Антон
    Хотелось бы,чтобы на постоянной основе редакция ДР размещала статьи ...

    Подробнее...

     
  • Антон
    Согласен с Вами, Людмила! Надо напоминать такими конкурсами имена наших ...

    Подробнее...

Календарь
Голосования
Как вы относитесь к введению новых пенсионных правил?