Телефон доверия редакции газеты: (8782) 26-36-01
Мы в соцсетях


RSS Лента


“Есть музыка над нами…”

Новости - Культура

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь...

Осип Мандельштам

Никто в семье маленькой Лены Дроботовой никогда не мог и предположить бы, что она, дочь исполкомовского чиновника и матери – инженера КБ, вдруг захочет посвятить себя… музыке. Да, малышка ходила в новочеркасскую музыкальную школу, чем немало радовала родителей, с готовностью купивших дочери пианино, она часто с восторгом рассказывала о своей учительнице музыки Екатерине Наяновой, которая была для нее кумиром и воплощением иного мира – мира, где царили гармония и дух чего-то иного, далекого от повседневности, неопределимого словесно, но ощущаемого душой, но никто в семье и допустить не мог, что девочка-отличница захочет уйти после с восьмого класса в Ростовское музыкальное училище …

Сама Елена удивлялась тому, что её не понимают: музыка всегда жила в ней, и общение с педагогом, которую даже в семье звали в последние годы просто “Катюшей”, на которую ей так хотелось стать похожей, и прекрасная музыкальная одаренность, ибо Елену дважды переводили в музыкальной школе через класс – все это убеждало её в незыблемой правильности собственного выбора. Она сумела настоять на своем и в мечтах уже видела себя музыкантом…Пылкое воображение рисовало ей сцену, овации и цветы… “Виолончельный вздох и скрипок переливы, и влажный голос флейт я повторил, и радостная дрожь прошла по мне пугливо, как легкий ветерок от лебединых крыл… ”

Она не хотела ничего, кроме музыки…

Первые же дни в музыкальном училище стали для нее потрясением. Страшным ударом, от которого было непросто оправиться пятнадцатилетнему ребенку. Оказалось, ее обманули. Обманули не нарочито, но жестоко. Оказалось, что многие ее сокурсники, которых родители с детства готовили к музыкальному поприщу и неустанно занимались с ними, могут гораздо больше, чем она, и Елена впервые столкнулась тогда с комплексом “звезды поселка”: будучи первой в школе, где ее неизменно хвалили, при сравнении с остальными на более высоком этапе ей пришлось осознать свое подлинное место в этой иерархии. Она была не первой и даже не второй, а привыкла быть лучшей. Елена оказалась, по сути, никем, но для целеустремленной и упорной девчонки разрыв со сверстниками был бы преодолим. Любой разрыв – кроме этого. У нее не было изначально заложенной исполнительской базы, она легко запоминала концерты – и откладывала ноты, она могла делать еще в музыкальной школе куда больше, чем ей задавали, но никто не давал ей повышенных нагрузок…Время было упущено и упущенного было не наверстать. Она поняла, что ей глупо и мечтать о консерватории, и решила посвятить себя педагогике. В девятнадцать лет вместе с пятью выпускницами училища Елена распределилась в станицу Романовскую – в нескольких километрах от Волгодонска.

Она еще не начала работать, но уже сформулировала свой первый педагогический принцип, которого в дальнейшем будет придерживаться всегда: “нагрузки для тех, кто видит себя в дальнейшем музыкантом, должны быть максимальными с самого раннего детства”. Это были ее собственный опыт, ее боль…

Музыкальная школа в Романовской была новой, выпускницы училища распределили должностные обязанности. Елена стала заведующей фортепианным отделением, и вскоре у нее сформировался ее первый класс, состоящий из 15 учеников. Это были дети местной интеллигенции, и пришли они в музыкальную школу, как в свое время сама Елена, по зову сердца. “Я сразу заметила, что их вера в меня была удивительна, они прислушивались к каждому моему слову и считали меня оракулом…” Сама Елена, человек впечатлительный, с прекрасной интуицией, все понимающий без слов, была странно очарована и даже чуть испугана этим непомерным кредитом детского доверия. Но тут она неожиданно открыла в себе качество надежности: важную работу она не могла не выполнять точно, пунктуально и успешно, и оттого, что у нее получалось – росла и уверенность в своих силах.

К этому же времени относится и ее знакомство с человеком, сыгравшим в ее жизни особую роль – Еленой Воробьевой, музыкантом-педагогом. Она жила в Романовской, но работала в Волгодонске, и вот однажды в автобусе они разговорились – и оказались единомышленницами. Но это только вначале – общение их быстро переросло в крепкую дружбу. И именно Елена Воробьева посоветовала своей молодой подруге перейти в музыкальную школу Волгодонска, откуда, однако, их вместе вскоре пригласили на новую работу – при центральной музыкальной школе города директор этой школы Ирина Багаева открыла отделение для особо одаренных детей. Обе Елены согласились.

Это была уже работа на износ – занятия у Дроботовой начинались с восьми утра и заканчивались в девять вечера, и это при том, что тогда у них неожиданно появилась немыслимая ранее возможность побывать за рубежом – мэр города оплачивал музыкантам многочисленные поездки на конкурсы в Польшу, на Кипр, и здесь Дроботова и ее ученики смогли, что называется и “мир посмотреть и себя показать…”

Елена была удовлетворена. Ее ученики оказались не только ничуть не хуже других, но и стали лауреатами.

Десять этих лет… Ученики, занятия, поездки, конкурсы… “Раскат импровизаций нес ночь, пламя, гром пожарных бочек, бульвар под ливнем, стук колес, жизнь улиц, участь одиночек. Так ночью, при свечах, взамен былой наивности нехитрой свой звон записывал Шопен на черной выпилке пюпитра…” Она жила музыкой, жила детьми, иногда ей задавали вопрос о семье, о личном… Она только пожимала плечами. Жизнь была полна.

Однажды они совместно с Ириной Багаевой и Еленой Воробьевой возвращались к себе из очередной поездки в Санкт-Петербург. Неожиданно подумали: а почему ездим мы? Почему не к нам? Что мешает нам организовать свой конкурс? Сказано - сделано. И волгодонский конкурс “Вдохновение” оказался востребованным, стал престижным.

Все оборвалось неожиданно и страшно. В 1998 году у Елены заболела мать. Страшный диагноз заставил Елену бросить все – и вернуться в Новочеркасск. “И мнится мне: весь в музыке и пене, железный мир так нищенски дрожит…Куда же ты? На тризне милой тени в последний раз нам музыка звучит...” Через три месяца матери не стало, на Елене остался больной отец и парализованная бабушка. Елена всегда была из тех, что по пустякам могут и расплакаться, но при действительно трагических событиях каменеют и многократно усиливаются. “Нельзя дышать, и твердь кишит червями, и ни одна звезда не говорит, но, видит Бог, есть музыка над нами…” Надо было выдержать.

В Новочеркасске все пришлось начинать заново. Елена организовала отделение дошкольного развития, отобрала в класс 20 ребятишек. Это было время очередного экономического кризиса, в городе закрылись многие промышленные предприятия. Казалось, ни детям, ни родителям не до музыки. Но нет. Её энергия, талант педагога и работоспособность снова сотворили чудо. Из этих учеников Елены Ивановны вышло 12 лауреатов престижных российских и международных конкурсов. Сама она не видит в этом ничего удивительного: “Некоторые годами ждут одаренных учеников. А надо не ждать – а создавать их”

В Новочеркасске Елена Дроботова проработала еще пять лет. Все эти годы она не теряла связи с подругами из Волгодонска – и в 2001 году они пригласили Елену на Кавказ, в поселок Нижний Архыз. Здесь жила одна из учениц Елены Воробьевой – Анна Цыбулева, которая несколько лет провела у своей учительницы в Волгодонске, обучаясь музыке.

Именно здесь Елена Дроботова познакомилась с Алексеем Назаренко, научным сотрудником САО. До этого мысль о создании семьи была чужда Елене – но внезапная смерть матери, тяжелая болезнь бабушки и отца открыли ей неустойчивость и хрупкость жизни, раньше казавшейся ей незыблемой. Алексей сумел в это нелегкое время поддержать Елену, стать по-настоящему нужным. В итоге вскоре возникла новая семья – и сегодня у Елены Ивановны уже подрастают сын Иван и дочь Катюша. И сегодня муж для Елены – истинная поддержка и опра…

Обстоятельства заставили ее приобрести инициативу, терпение и уверенность в себе, научили мобилизации своих ресурсов, подарили ей богатство идей. Она фактически разработала свои, новые методы обучения, и хотя сама говорит, что даровитый педагог в ее наработках не нуждается, а бездарный не сумеет ими воспользоваться, результаты ее работы блестящи. Внутренняя дисциплина, соединенная с инициативой, привели к огромным творческим достижениям. Уже в 2005 году, только переехав в Нижний Архыз, она совместно с директором школы исскусств ст. Зеленчукской Валентиной Шаповаловой организовала - и весьма успешно - Международную школу педагогического и исполнительского мастерства “Звезды Архыза 2005”. Тридцать участников конкурса, чтобы попасть сюда, прошли строжайший предварительный отбор. Их мастерство оценивало профессиональное жюри, в состав которого входили профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных, вице-президент “Международного объединения исполнителей и образования 21 века” Вера Носина, профессор национальной музыкальной академии Украины Элеонора Ткач и педагог из Германии Александр Нойвирт. Все получилось.

Сама Елена, кстати, имеет качества руководителя: способность вызывать доверие и энтузиазм.

Начиная с 2008 года, с участия в республиканском конкурсе юных пианистов детских школ искусств, ученики Елены Ивановны приняли участие в Международном фестивале-конкурсе Musica classica “Венская весна” в городе Руза Московская области, в Открытом региональном фортепианном конкурсе “Юный виртуоз” в Новочеркасске, блестяще показали себя в Международной школе музыкального педагогического и исполнительского мастерства ”Musical Performance and Pedagogics” в Кромержиже Чешской Республики, на Общероссийском конкурсе “Молодые дарования России” в Москве…

Затем были IV Республиканский конкурс фортепианных ансамблей КЧР, Открытый фестиваль-конкурс ансамблевого музицирования “Играем вместе” в Туапсе, VIII Международный конкурс-фестиваль юных пианистов “Маленький принц-2009” в Геленджике, VI Международный фестиваль детского и юношеского творчества “Талисман удачи” в городе Алания ( Турция ), где Елена Ивановна Дроботова была удостоена диплома “Лучший педагог фестиваля”…

Потом последовали V Юбилейный Международный фестиваль-конкурс талантливых детей и молодёжи “Золотое кольцо” (г. Владимир – г. Суздаль), Республиканский конкурс учащихся фортепианных отделений детских школ искусств КЧР, где все первые и вторые места получили ее ученики, Международный конкурс молодых исполнителей Международной школы музыкального педагогического и исполнительского мастерства ”Musical Performance and Pedagogics” (г. Киев – Ворзель. Украина), IX Международный юношеский конкурс пианистов им. В.И. Сафонова в Пятигорске, VI Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества “Art olympia” в Турции, где ее ученики Сергей Иванов и Иван Назаренко получили первое и второе место, а сама Елена Ивановна вновь получила диплом “Лучший педагог фестиваля”.

В этом году питомцев Дроботовой принимал Х Региональный конкурс юных музыкантов Северного Кавказа в Майкопе, Открытый конкурс Технического мастерства юных пианистов “Путь к совершенству” в Туапсе, XIII Международный музыкальный конкурс “Синяя птица” в Симферополе, V Всероссийский фестиваль-конкурс вокальной и инструментальной музыки “Азовская волна – 2012” в Таганроге, где снова кубок за высокое педагогическое мастерство был вручен Елене Ивановне Дроботовой.

Ее ученики Антон Кудрявцев, Серафим Бабкин, Сергей Иванов, Лада Шрамко, Анна Ушакова, Мария-Анастасия Радковская, Анна Харитонова, Иван Назаренко десятки раз становились лауреатами фестивалей, завоевывали престижные Гран-при и первые места самых известных музыкальных конкурсов России… В эти годы сама Елена Ивановна окончила Санкт-Петербургскую академию искусств.

Только за семь лет работы в КЧР она воспитала свыше 60 лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Но как это возможно? “Ты научи, а потом спроси. Ведь игра – это комплекс – слух, память, реакция, интеллект, физические данные, трудолюбие. Что хромает, тем и надо заниматься…” Я задаю провокационный вопрос: “Но стоит ли учить? Ну, будет еще десяток безработных, никому не нужных людей искусства…” Елена уверена: “Если ты рожден музыкантом – никакая другая стезя тебя не удовлетворит. Если из ста моих детей 99 не посвятят себя музыке – это ничего, но если один из 100, кто должен стать музыкантом, не стал им – это трагедия… Моя задача – дать максимум, а там я всегда говорю моим детям, можешь прожить без музыки – живи…”

Дроботова уверена, что в подготовке музыканта есть некая дверь в мир музыки, и кто не успел туда войти в раннем детстве – опоздал навсегда. Потом ничего не наверстаешь. “Своих учеников я учу учиться. Он может играть любую вещь от простенького “чижика” до Шопена, но он должен играть хорошо…”

Сегодня для нее – и это заметно – начался новый жизненный этап. Этап благой и одухотворенный. Возможно, за этим – пережитый и преодоленный в себе комплекс мнимого несовершенства по сравнению с идеалом, порождающий неуверенность в себе и подавленность, боязнь неудачи, страх быть яркой личностью, неспособность настроиться на успех или войти в пору зрелости. Однако, пережив страшный опыт потери близких, она начала жить мудрее, учась владеть собой. Сегодня это человек свободного и независимого самовыражения, по-настоящему романтичный и яркий. Сочетание иррационального начала и внутренней страстности создало творческий потенциал, в основе которого гармонический сплав чувствительности и самобытности.

Любая мать доверит ей своего ребенка.

При этом она берет всех детей – и из всех делает талантливых. “Часто слышу: вот вы говорите, будете учить музыке своего сына, а если он не хочет?” Я же спрашиваю: “А что он хочет? Зачем в эти годы задавать ребенку провокационные вопросы? Что он знает, чтобы выбирать? Я должна научить его, а дальше – пусть он решает…” Сама же Елена считает, что игра на рояле и скрипке – высокоинтеллектуальный труд, он развивает оба полушария мозга, и ребенку это никогда не повредит. Мне нечего возразить: среди пианистов мне глупцы действительно не попадались… Но сразу заметно, что интеллектуальные способности этот человек не оценит, если при этом нет сердца и нет души…

Говорить с ней интересно. Ее взгляды определяются скорее чувствами и личным опытом, нежели разумом и абстрактными принципами, но эмоциональную сферу таких людей поколебать непросто, она легко отстраняется не только от чужих эмоций, но и от своих собственных. Елена рациональна и разговорчива, но то, что говорит, свидетельствует об уме и опыте. У нее особая память, она легко может перепутать даты и имена, но важные воспоминания об основных настроениях и своих поступках – даже двадцатилетней давности - не изглаживаются из ее памяти никогда. Разговаривает она легко, могла бы стать даже красноречивым оратором, поведение ее отличается легкостью и непринужденностью, что дает ей возможность легко вступать в контакты. Она умеет быть внимательной, способна доверительно выслушать, и неудивительно, что дети льнут к ней...

При этом ей самой нравится, когда люди в ней нуждаются, особенно те, кого она любит. Но кое-чему она удивляется. “Дети любят меня, я это чувствую, но меня удивляет, что никто и не пытается сегодня войти в духовный мир своего ребенка, занять мое место в этих детских душах… Взрослым некогда…”

Она честолюбива, но несколько своеобразно. Работа, которую она делает, должна приносить удовлетворение, ей недостаточно работать только ради денег - это способ самореализации, и то, что она делает, она хочет делать добровольно. Очень самоотверженный человек, готовый жертвовать своим временем и помогать другим, она искренне говорит, что “если бы ей не платили – она работала бы и бесплатно…” Но иногда расстраивается оттого, что не может просто делать то, что хочет, что приходится приспосабливаться к обстоятельствам и желаниям других людей. Она хочет жить смело, героически - иначе ей кажется, что она просто существует и прожигает зря свои таланты. Ей нужно признание, нужно делать что-то, чем, как она считает, можно гордиться…

И она это делает.

В ней все задатки счастливого человека. Склонность к идеальной дружбе и компанейский характер, добродушие и незлобивость… Таким людям нечего и желать, ведь их счастье – в них самих.

Ольга МИХАЙЛОВА.

Фото их семейного архива.




 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Find the Best Web Hosting which offers reliable service and top quality support
Новости партнеров
Комментарии
  • Bogdandxc
    Добрый день дамы и господа!: https://stekloelit.by Предлагаем Вашему ...

    Подробнее...

     
  • GeorgeDiarp
    pharmacy in canada best online pharmacy canadian pharmacy no scripts ...

    Подробнее...

     
  • ubukogod
    Radical pwg.sinl.denres p.ru.reu.sa scrap [URL=https://bi rthpolicy.org/v ...

    Подробнее...

     
  • Thomasbow
    canada pharmacy canadian pharmacy sildenafil best canadian online ...

    Подробнее...

     
  • Meagan
    see porno gratuit: http://calsquash.com/wiki/index.php?title=Site_De_Rencontre_Ado_Gratuit_Sans_Inscription ...

    Подробнее...

Календарь
Голосования
Как вы относитесь к введению новых пенсионных правил?