Местное самоуправление и роль граждан

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
В республиканской Государственной Национальной библиотеке им. Х. Б. Байрамуковой в г. Черкесске прошел региональный форум на тему: «Местное самоуправление и роль граждан». Форум был организован комитетом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики по национальной политике, внешним связям, местному самоуправлению, делам некоммерческих организаций совместно с Московской школой политических исследований.
В качестве экспертов в его работе приняли участие эксперты Московской школы политических исследований (МШПИ), представители муниципалитетов Республики Польша и сотрудники польского фонда «Образование для демократии». Среди участников встречи - депутаты КЧР, сотрудники муниципальных районов и городских округов республики, представители общественности республики, а также выпускники Московской школы политических исследований.
Первый день форума начался с мастер-класса для молодежи на тему «Местное самоуправление, бизнес, некоммерческие организации: перспективы партнерства», который провела польский эксперт Мартына Квятковска.
Открывая второй день форума, заместитель председателя комитета Парламента по национальной политике Олег Жедяев сказал: «Депутатам очень важно, помимо законотворческой деятельности, создавать и принимать участие в дискуссионных площадках на разные темы. Это хорошая возможность узнать различные точки зрения как граждан, так и представителей власти. А затем использовать полученную информацию для разработки новых законов, которые будут учитывать интересы всех сторон, а не только власти. Также, изучая опыт других стран и регионов России, можно проводить оценку того, насколько применим представленный успешный опыт в условиях Карачаево-Черкесии».
Менеджер сетевых проектов Московской школы политических исследований Анастасия Гонтарёва отметила, что вопрос возможного сотрудничества МШПИ с Карачаево-Черкесией возник давно, и огромный плюс заключается в том, что первый форум, проводимый на территории КЧР, имеет именно международный формат. «Сегодня в рамках работы регионального форума у нас есть возможность изучить польский опыт местного самоуправления», - отметила она.
Публичную лекцию «Региональная политика в новом политическом цикле страны: возможности, ресурсы и содержание» провел первый вице-президент Центра политических технологий, ведущий политолог РФ Алексей Макаркин. Он провел анализ ситуации, сложившейся с местным самоуправлением в современной России, озвучил основные проблемы и идеи власти, направленные на становление эффективного, автономного и демократического местного самоуправления, а также раскрыл суть тех политических концепций и проектов, которые призваны способствовать динамичному развитию российских регионов. Большое внимание выступающий уделил концепции децентрализации, которая подразумевает передачу ряда полномочий из федерального центра в регионы с целью укрепления их экономической самодостаточности.
По словам эксперта, 2/3 россиян выступают в пользу перераспределения налогов для регионов и местных властей. С прошлого года 20 наиболее динамично развивающихся регионов России делят фонд из 20 миллиардов рублей федерального бюджета на различные проекты. Среди ведущих регионов, получающих дополнительные средства из бюджета, – Калужская область. Полученные дополнительные средства фонда – 2 миллиарда рублей - руководство Калужской области потратило на ремонт инфраструктуры ЖКХ, а также увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.
Анализируя экономическое развитие регионов, А. Макаркин выделил несколько секретов их успеха динамичного развития. Среди них: создание благоприятных условия для инвесторов (создание технопарков); продуманная система борьбы с коррупцией на региональном уровне; совершенствование законодательства с целью снятия административных барьеров; создание благоприятной среды для граждан.
По мнению эксперта, такие программы по дополнительной поддержке регионов из федерального бюджета должны быть не только для так называемых эффективных регионов, но и для тех регионов, которые показывают результаты динамичного развития. Для этого необходимо преодолеть две проблемы. Во-первых, необходимо чтобы федеральный центр прислушался к мнению муниципальной власти, нужна сильная эффективная самоорганизация этой власти на всероссийском уровне. Созданы и действуют такие организации, объединяющие муниципальные власти России, как Всероссийский совет местного самоуправления и Совет местного самоуправления, у местного самоуправления в России сегодня очень низкий уровень лоббирования своих общих интересов.
Во-вторых, федеральный центр должен определить местное самоуправление как одно из приоритетных направлений поддержки и развития.
Во второй части регионального форума с докладом «Местное самоуправление: польский опыт» выступил руководитель отдела маркетинга и экономических проектов самоуправления города Люблина Михал Фурманек. Он сказал: «Государственная власть отдала полномочия регионам по сбору налогов в их бюджеты на свой страх и риск, чтобы посмотреть справятся ли они с этой задачей или нет. Время показало, что такое действие государственной власти было оправдано и результативно».
Михал Фурманек, рассказывая о польском опыте, заметил, что многие города уделяют большое внимание разработке и реализации стратегии развития своего города. Без такой стратегии трудно привлечь инвесторов, а также получить средства на большие проекты. Когда стратегия развития города разработана, ее выкладывают в сети Интернет для обсуждения. Также проводятся встречи городских властей с гражданами для изучения мнения о разработанной стратегии.
Город не ждет, когда государственная власть окажет ему поддержку – привлечет инвесторов, выделит дополнительные средства, а самостоятельно решает эти задачи. По мнению эксперта, важную роль в этом играет бренд города, его позиционирование и отличительные особенности от других.
«Город в котором я живу и работаю, позиционируется сейчас как город для выходного отдыха не только жителей Польши, но и иностранных туристов. Мы стараемся соответствовать этому бренду, создавая все необходимые условия для отдыха приезжих. Если нет развитой инфраструктуры, тогда бренд города не будет работать. Сейчас, при поддержке Европейского союза в городе строится самый современный в Польше аэропорт, магистраль Люблин-Варшава протяженностью более 150 км. При этом, получая средства от Европейского союза, город вкладывает до 40% стоимости таких проектов», - сообщил участникам форума Фурманек.
Важно также, чтобы власть создавала нормальные условия для развития малого и среднего бизнеса в муниципалитетах. Например, чтобы оформить и зарегистрировать предприятие в Люблине, необходимо всего 30 минут, 2 справки и никакой оплаты.
После лекций и презентации участники форума задали актуальные вопросы экспертам.
Завершился форум презентацией издательской программы Московской школы политических исследований. Менеджер сетевых проектов А. Гонтарёва передала в подарок республиканской Государственной Национальной библиотеке им. Х. Б. Байрамуковой книги издательства Московской школы политических исследований.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы
Народного Собрания (Парламента) КЧР.